Казанский Спелео Клуб Суббота, 20.04.2024, 16:01

Мини-чат

Главная » Статьи » Экспедиции » Спелеология

Киндерлинская, май 2010

День первый, 30 апреля. Ну что, поехали?

Все началось со сковородки... Наш автобус застрял в пробке, а мы ждали его на сковородке перед университетом около часа. Время было потрачено на знакомство и ужин (многие пришли сразу после учебы или работы). Автобус был встречен радостными криками, а водитель немного шокирован количеством багажа. В целом, Форд Транзит как раз вместил всю группу из 12 человек со всеми вещами. Выехали из города мы примерно в 9 вечера по направлению Казань - Набережные Челны – Уфа – Красноусольское - Имендяшево.

Немного теории: Киндерлинская пещера им. 30-летия Победы (или просто - Победа) - это многоярусная система галерей, коридоров и ходов. Пещера издавна использовалась местными охотниками для хранения мяса. Общая исследованная длина коридоров пещеры на сегодняшний день составляет 8 130 м (из них 230 м под водой) объемом в 229 900 м3. Средняя ширина ходов - 5,4 м, средняя высота – 7,1 м. Вход в пещеру находится в средней части правого склона долины реки Киндерля, правого притока реки Зилим, в основании скального обнажения, на высоте 90 м над уровнем реки Зилим. Он имеет форму трапеции, размером 12 х 7 м, и обращен на юг.

День второй, 1 мая. Долго еще идти?

Примерно в час ночи мы прибыли в Челны. Дорога через Нижнекамск, конечно же, намного короче и удобнее, но в Челнах нам необходимо было взять веревку и кое-что из снаряжения. В Уфе нас настигла неудача – потекло масло из двигателя. Пока водитель с Яриком чинили машину, мы пили чай на обочине и пели песни. Потом немного перепутали дорогу, и уже казалось, что доехать сможем только к вечеру. Но вскоре на горизонте показались фиолетовые сопки, а значит, мы были уже достаточно близко!

Имендяшево встретило нас ярким солнцем и половодьем на Зилиме. Вода залила некоторые части тропинки, что несколько осложнило наш путь. Два перехода через прижимы оказались достаточно трудными для неподготовленных участников, а для опытных – совсем незаметными. Вид сверху, конечно, впечатляет!

Дальнейшая дорога не вызвала никаких затруднений.

Лагерь мы разбили на просторной площадке вблизи устья Киндерли, затем сняли пару десятков клещей с одежды и начали обсуждать планы на вечер. Так как мы пришли в лагерь почти на 7 часов позже запланированного, то о длительном выходе в пещеру можно было забыть. Но все же решено было провести ознакомительный выход.

Победа встретила нас холодным дыханием и кучей мусора возле входа…

Первое впечатление – темно, холодно и сыро. Под ногами ледник, который поначалу не внушает доверия. Кажется, что именно сейчас под тобой лед треснет, провалится или растает. Но это только сначала, потом он оказывается очень прочным и надежным! Лед здесь повсюду: снежинки на стенах, сосульки на полу… одним словом, настоящее царство Снежной королевы.

Мы осмотрели входной зал до решетки с пылесосом.

В лагере нас ждал вкусный ужин и песни под гитару у костра.

День третий, 2 мая. Кто хочет пепси?

Как известно, утро добрым не бывает. Особенно после тяжелого дня. Так вот, с утра проснуться было сложно, еще сложнее собраться, и уж совсем невозможно было заставить себя куда-то идти. Но воспоминания о Снежной королеве, а так же все то, что еще предстояло увидеть, быстро вывели из сонного состояния, и после завтрака мы начали сборы в пещеру. Сначала мы разделились на две команды: одна под руководством Сэма, а другая во главе со Светой. Маршруты были намечены похожие. Первой ушла команда Сэма, мы отправились следом.

Снова ледник, сосульки и снежинки, но сейчас на них уже не обращали внимания, торопились вперед, к еще неизведанному.

После решетки первый шкурник – пылесос – сырой и скользкий, полностью оправдал свое название. Далее подъем по веревке и зал бороды, или люстры.

Спуск в К-14 не вызвал затруднений, правда пришлось немного подождать – пробки и под землей бывают.

В обвальном зале Света предложила немного изменить маршрут – сначала посетить пепсиколу, потому что этот зал сложный, и на обратном пути сил на него может не остаться. Мы согласились. Ход к залу оказался действительно не простым. Сначала подъем по веревке, затем очень мокрый и глинистый шкурник, переходящий в нескончаемый извилистый и узкий меандр с трещинами и опасными колодцами под ногами. Ну а напоследок вертикальный шкурник, в котором застревают каски и некоторые спелеологи. Испытание не для слабонервных! Затем проход под водопадом и уникальный зал, в котором капли воды подают с высоты 90 метров и попадают в красивейшее озеро. Только увидев все это, понимаешь то, что глиняный шкурник и опасный меандр здесь не с проста – они как бы защищают зал от назойливых глаз и открывают его только избранным. :))

Обратный путь был пройден достаточно быстро и уже не казался сложным. Затем нас ждал обед в обвальном зале, ну а потом – классика.

Путь в классику оказался не сложным, как сказала Света – тут даже мамочки с детишками проходит! Вот и мы прошли. И почувствовали себя очень маленькими – ход Атлантов впечатляет своими размерами. Смотреть наверх все равно, что вглядываться в небо, пытаясь различить его верхний край, даже самый мощный фонарь не просветил потолок этого зала. Ход Атлантов заканчивался классическим залом, попасть в который можно лишь преодолев два скользких уступа – водопада, образованных древней рекой. Об уровне воды, находившейся здесь миллионы лет, свидетельствует белая полоса кристалликов кальцита (кораллиты) на стенах на уровне около метра от пола.

Сам классический зал впечатляет не столько размерами, к которым уже начинаешь привыкать, а стенами. Он весь покрыт натеками, которые образуют целые каменные сады с одной стороны и грибные поляны с другой. Некоторым спелеологам эти натеки напоминают не только деревья, но и музыкальный инструмент - орган. Мы просидели в зале не меньше получаса, любовались этим чудесным созданием природы.

На обратном пути мы заглянули в К-23, но веревки с собой не было, поэтому просто ограничились осмотром уступа.

На поверхность мы вышли ближе к полночи. Было уже темно, светили звезды и наши фонари. В нос резко ударил запах озона, такой бывает в кабинете физиолечения от аппарата кварцевания. В лагерь шли молча – сказывались усталость и желание спать.

День четвертый, 3 мая. Бриллианты навсегда.

На утро болели мышцы ног - мало кто привык ходить так много, да еще и не по асфальту. После завтрака все засобирались в пещеры. Мы снова разделились, на этот раз Сэм повел свою группу в Октябрьскую пещеру, а мы продолжили знакомство с Победой, цель - найти зеленые озера.

Сначала шли по вчерашнему маршруту, а потом вдруг Света забралась в какую-ту дырку в потолке! Так началось новое путешествие.

Когда мы проходили метро - широкий ход, с почти ровными стенками и постоянным сечением в форме арки, Света указала на вход в бриллиантовый зал. Решено было заглянуть туда на обратном пути. После метро нас ждал спуск дурака – длинная песчаная горка с несколькими уступами, по которой удобно просто скатиться на корточках. Спуск приводит в октябрьский зал с огромными глыбами на полу и летучими мышами под потолком. Ну а далее по скользкому глинистому спуску мы попали в погреба. Это настоящая скульптурная мастерская! Правда мы не нашли подходящей глины, поэтому ограничились только осмотром. Выбраться из погреба не просто – глиняная горка все время увлекает обратно вниз.

Далее нас ждал траверс смерть теткам, о котором говорят то, что тетенькам с шикарными формами здесь будет трудно – выступы стены помешают. Траверс – это очень узкая полочка вдоль стены над обрывом. Но мы его преодолели без проблем. Выступы там оказались на уровне колен, так что это вовсе не смерть теткам, а скорее ногам.

Мы все шли и шли, забирались на камни, залезали в дырки и на полки. И вот, наконец, пришли! Это был каминный зал.

Натеки в середине зала действительно напоминают по форме и размерам большой камин песчаного цвета, в котором вместо огня располагается маленькое озеро. Вода стекает из него вниз, образуя уступы с лужицами. Напротив камина сооружена стоянка со столом и стульями-камнями. Тут мы и пообедали.

Взобравшись в дырку рядом с камином, мы увидели озеро с зеленой водой, в которое по каскадам белых натеков с потолка струилась вода. Часть воды уходит вниз, образуя тот самый камин. А мы пошли дальше и выше – искать, откуда течет вода и нашли водопад. Прямо с потолка льется струя воды, образуя на стене невероятные натеки. Сам зал создан древней рекой – потолок покрыт волнообразными формами, похожими на перевернутые горки. В зале повсюду вода, мы начали промокать и мерзнуть, поэтому решили возвращаться назад.

На обратном пути мы заглянули в бриллиантовый зал. Его обязательно стоит посетить. Это невероятный по красоте зал с непростым подходом - длинным узким извилистым шкурником. Впечатления от посещения этого зала останутся навсегда.

Вот так прошло наше знакомство с Победой. На прощанье мы еще раз осмотрели зал снежной королевы и разгрызли одну сосульку на всех.

День пятый, 4 мая. Куда поедем в следующий раз?

Последний день – это ранний подъем, быстрый завтрак и сборы – сборы – сборы….

Вещей стало меньше – хорошо кушали, почти все съели. Собрались достаточно быстро. День был очень теплый и солнечный, и мы открыли купальный сезон. Финальное фото на фоне гор, и обратный путь до Казани.

Мы еще вернемся…

май 2010. Анна Мямяйкина.

Категория: Спелеология | Добавил: Lynx (06.06.2010)
Просмотров: 2568 | Рейтинг: 5.0/2
Поиск по сайту

Обсуждения
  • Снаряжение на поездку в Камское Устье апрель 2011 (21)
  • Наши коллеги (5)
  • Наши рекорды (5)
  • 21-23 мая Камское (3)
  • Летняя экспедиция - 2011 (3)
  • выезд в Юрьевскую/штольни (15)
  • Урал- весна 2011 (16)
  • Что есть "поюзать" )) (6)
  • Пещеры Таиланда. Фотоотчет. (1)
  • Что есть на данный момент в наличии (6)